Масляная живопись

Тип живописи, нашедший применение с рубежа XIV-XV вв. Сначала ее использовали только для завершающих, лессировочных (прозрачных) слоев произведения, накладываемых поверх изображений, написанных темперными красками. Такое сочетание иногда используется и по настоящее время. В России писать иконы полностью масляными красками начали с XVIIIв. под воздействием приезжих западноевропейских художников. Традиционный левкас был заменен цветными тонкими грунтами, наносимыми на проклеенную поверхность доски иконной. На холсте иконы изредка пишут с XIXв. В качестве связующего для масляных красок в М. Ж. используются специально обработанные высыхающие масла (льняное, ореховое и др.), иногда с добавлением в них природных смол и бальзамов (копал, даммара, мастике и др.). При добавлении значительного количества смол красочный цвет приобретает усиленный блеск и насыщенность. Техника М. Ж., разработанная на рубеже XIV-XV вв. для портретной (станковой) , плафонной и настенной живописи, вытеснила темперную и клеевую особенно в настенной живописи церквей и иконописи. На завершающей стадии процесса живописи на поверхность произведения наносится защитный или покровный слой из масляных и смоляных лаков.