Олифа

Высыхающее вареное масло. В иконописи на Руси О. приготовляли из очищенного льняного масла посредством его уплотнения путем выдерживания на солнце или длительного слабого прогревания (полимеризации). Сырое или предварительно уплотненное льняное масло варили с добавлением в него свинцовых соединений (белил, сурика), а также распускали в нем янтарь (ископаемую смолу, а также канифоль), получая при этом масляный лак. По документам XVII в. известно о добавлении смолы мастике. В настоящее время используют резинат кобальта. Иконопись, исполненную в технике яичной темперы, обязательно покрывают тонким слоем О. Процесс покрытия живописи О. называется олифлением. В настенной живописи, исполненной в технике фреско-секко, под листовое золочение поверх специального красочного слоя из золотистой охры всегда применяли густо приготовленную О. (пакостная О.).