Борода

Иконописная мастерская КАНОНЪ,Борода

Один из главных признаков иконографии ликов святых мужей в зрелом возрасте. По различию форм Б. в иконописных подлинниках названия их форм определяются сравнением с Б. особо чтимых святых, начиная с праведников и заканчивая преподобными. Например, "брада доле Захарии пророка", могут быть такие дополнения как "...узка, концы маленько подво-и лися" или "брада Павла апостола", "брада Николина" — свт. Николая Мир Ликийских, "брада аки Сергиева" — св. прп. Сергия Радонежского, "брада аки Антипина" — епископа Пергамского, много ссылок на Б. Космы и Дамиана, напр., у Иоанна Златоуста: "...брада аки Козмина, кудрявата", и т. п. Персонально описываются особенности Б. только у некоторых Святителей, а именно у Иоанна Златоуста — "браду... малу и зело ретку, размесну велию", у Макария Александрийского — "брада по колени долга, а от колен двумя космами ловилась до земли" (сведения по Б. см.: -"Иконописный подлинник" С.Большакова. М., 1903). Седая Б. всегда считалась символом мудрости и почетной старости.